|
|
Программа МФИв Суссман (США) - Мировая премьера фильма «Белое на белом», 2009Во Франции XIX века было такое развлечение - «живые картины» (tableaux vivants), когда посетители светских салонов устраивали постановки на аллегорические темы или в духе известных живописных полотен, подбирали соответствующий реквизит и надевали костюмы эпохи, - чудесная светская забава до появления радио или интернета. Современным художникам можно все, даже играть в подобные игры с применением компьютерных технологий, командой профессиональных актеров, операторов, звукооператоров, хореографов, художников по свету и специально сочиненной музыки - и репетировать нечто, чрезвычайно похожее на «Менины» Диего Веласкеса, «Сабинянок» Жака-Луи Давида или (а почему бы и нет?) на «Белый квадрат» Малевича. Американская художница Ив Суссман собрала как раз такую команду профессионалов Rufus Corporation, с помощью которой ей удается получать ответы на животрепещущие вопросы, как например: Что происходило в «Менинах» Веласкеса до того, как королевская чета Филипп IV Испанский и его супруга Марианна отразились в зеркале, и до того, как луч света упал на лоб инфанты Маргариты? А что если бы придворная карлица вдруг пощекотала огромного пса на первом плане? И что случится сразу после того, как режиссер-живописец скажет: «Стоп, снято!», и магия застывшего живописного мгновения развеется? Для того чтобы удовлетворить свое любопытство Ив Суссман сняла закольцованную 12-минутную ленту «89 секунд в Альказаре» (89 Seconds at Alcázar), посвященную полотну из музея «Прадо». В аптекарском приказе музея архитектуры им. А.В. Щусева эта работа будет показана в рамках программы Х Медиа Форума. Досужий зритель, не способный удержать взгляд на неподвижном шедевре, сможет, наконец, сконцентрировать свое внимание на действии, медленном, тягучем и томительном, совсем не кинематографическом - ведь целью художницы было не создание сюжетного фильма, а «оживление» картины. Из Пергамского музея в Берлине через аэропорт «Темпельхоф», мясной рынок в Афинах и модернистскую виллу движется действие второй совместной работы Ив Суссман и Rufus Corporation - в Москве ее уже видели гости «Медиа Форума» 2007 года. «Похищение сабинянок» (The Rape of the Sabine Women) - это воссозданное в декорациях шестидесятых годов ХХ века и соответствующее формальной структуре оперы в пяти актах полотно Жака-Луи Давида. Согласно античным источникам, послужившим основой для картин самых разных эпох и стилей, мужчины-римляне похитили женщин у соседнего племени сабинян, оскорбленные отцы начали войну, и в решающий момент сабинянки, привязавшиеся к новым мужьям, остановили битву. Поэтику жестов и хореографию Ив Суссман позаимствовала из неоклассической живописи, а у античной легенды - темы власти, желания и тоски. Согласно требованию мифа, эта история должна закончиться примирением враждующих сторон, но у художницы она возвращается в первозданный хаос под пение хора на восемьсот голосов. Новый проект Ив Суссман еще в работе: только-только отснят и смонтирован его первый эпизод «White on White: The Pilot (just like being there)», который и будет представлен московским зрителям и гостям ММКФ этого года. Нынешняя задача художницы, кажется, более сложной, чем в предыдущих работах. Дело в том, что одноименный новому проекту живописный шедевр «Белый квадрат» («Белое на белом» - White on White) из нью-йоркского МОМА относится к тому периоду творчества Малевича, когда художник уже отказался от повествовательности и фигуративности в искусстве и вовсе перестал изображать «вещи». Проблема пересечения супрематизма и кинематографа решена художницей через отсылку к работе немецкого режиссера-авангардиста Ганса Рихтера: в двадцатые годы он начинал снимать фильм о Малевиче, но работа так никогда и не была завершена. Декларация художника «Я председатель Земного шара» пересекается у Суссман с идей путешествия в космос и образом советского спутника - «самого красивого объекта в истории человечества». Фильм - это только часть проекта Ив Суссман, который включает в себя фотографические и текстовые комментарии, статьи, скульптуру, цикл телепередач и несколько инсталляций. В московской галерее «Равенкур» можно будет увидеть две из них «Рабочий кабинет Юрия» (речь идет о Юрии Гагарине) и "How to tell the future from the past, v.2" - трехканальное видео-путешествие по железной дороге сквозь степь, где время убегает вспять, и повседневная жизнь людей проносится мимо... Все подробности о проекте можно будет услышать на лекции художницы в Центре современной культуры «Гараж» или спросить у нее лично.
|
Пресса о МФ Организаторы
МедиаФест |
|
|